Троянский вертолетАналитика

02.12.13

КА 226

Оренбургская администрация активно занимается реформой системы здравоохранения. Один из элементов стратегии – развитие санитарной авиации. Как показывает история вертолетов Ка -226, областной менеджмент делает что-то не так.

В 2008 году Оренбургская клиническая больница получила два вертолета Ка-226, изготовленных на заводе «Стрела». СМИ сообщали, что это был заказ правительства области. На форумах писали о том, что вертолеты были переданы за долги. Как бы то ни было, приобретение обошлось региональному бюджету в 100 млн. рублей. Это только покупка, без обслуживания.

Как сообщает «Комсомольская правда – Оренбург», с 2008 по 2012 годы было выполнено 59 вылетов двух вертолетов КА-226. В среднем один раз в 20 дней. Можете представить летчика, который в месяц совершает один-два вылета? А ведь вертолет – это не только летчик (кстати, в некоторых комплектациях Ка-226 предусмотрено участие двух пилотов), но и обслуживающий персонал, оборудование, топливо и проч.

Евгений Матвеев, преподаватель Академии Жуковского и эксперт «Aviation EXplorer» по вертолётной тематике оценивал коэффициент использования Ка-226 в Оренбургской области не выше 25%: «Стоимость перевозки одного пациента не менее 150 000 рублей. Низкий налет санитарных вертолетов приводит к увеличению расходов на содержание. Санитарный вертолет должен летать, а не стоять».

Для сравнения эксперт приводит цифры использования вертолетов за рубежом. В среднем у немецкой ADAC выходит 900 вылетов в год на вертолет, у чешской Delta Systems Air – 250. Однако в Австрии, где этот показатель на уровне 500 вылетов на вертолет, поднимался вопрос о сокращении численности аварийно-спасательных вертолетов с 38 до 16. Т.е. речь идет не только о своевременной и качественной помощи пациентам, но и экономической эффективности использования техники.

Иметь не всегда выгодно

Многие миллионеры, имея даже возможности, не покупают во владение самолеты, потому что это дорого. При редком использовании эта техника намного выгоднее в аренде. Давайте представим, что эти 59 вылетов были совершены с помощью арендованного вертолета. Например,  в Оренбурге можно арендовать Robinson R-44 или МИ-2 по цене 45 тыс. руб./час. Это вертолеты схожей с КА-226 вместимости: 3-4 человека. Но возьмем более вместительный МИ-8 (14 человек, кресла, столик и санузел) по цене 120 тыс.руб./час.

Аренда вертолета МИ-8 в оренбурге

Возьмем максимальное время транспортировки в областной центр вертолетом, предусмотренное в «Модели организации оказания медицинской помощи в Оренбургской области», – 2,5 часа.

При скорости вертолета 250 км/ч можно долететь в любой край области из Оренбурга и обратно с учетом посадки-высадки (Реально же время использования вертолета редко превышает 30 минут, согласно Матвееву). Получается, что один полет обойдется в 120 000 руб., а 59 таких полетов – 7,1 млн. руб. В реальности же по экспертным оценкам, вылеты КА -226 обошлись минимум в 8,9 млн. руб.,  т.е.  переплата составила 1,8 млн. руб. При использовании же прямых аналогов КА-226, экономия могла составить 6,6 млн. руб. Кроме того, область только на покупке вертолетов потеряла 100 млн. руб.

Конечно, это гипотетические оценки. Более близкую к реальности стоимость использования санациации дает бюджет области. Так на «обеспечение оказания специализированной санитарно-авиационной медицинской помощи» на 2014-2016 годы предусмотрено  выделение ежегодно 32,2-33,2 млн. руб.

 

Справка

Много ли это — 32 млн. руб.? Например, на статью «Скорая помощь» в бюджете 2013 года предусматривалось 30,5 млн., на «медицинскую помощь в дневных стационарах всех типов» – 31 млн. руб., а все региональные целевые программы получили только 16,6 млн. руб. 

 

При сохранившемся количестве ежегодных вылетов санитарной авиации на уровне 70-100, получается, что стоимость одного вылета составит 320-500 тыс. руб. Это в три-пять раз дороже, чем при аренде вертолета по рыночным ценам. Это даже дороже, чем в США, где в 2004 году стоимость медицинского вылета оценивалась от $5,000 до $15,000.

И апофеоз: первый заместитель министра здравоохранения Оренбургской области Александр Криволапов говорит, что в связи с выработкой летного ресурса Ка-226 необходим капитальный ремонт, без которого вертолеты будут стоять на приколе.

Решения

Как мы видим, использование в Оренбургской области санитарной авиации неэффективно. По сути, вариантов решения два:

- кратковременная аренда техники под конкретный вызов на основе открытого конкурса. При существующем бюджете можно было бы обеспечить уже сейчас минимум 260 вылетов при цене в 120 тыс. руб., т.е. увеличить их количество в 2,5-4 раза. У этого решения есть очевидные минусы: неразвитый региональный рынок аренды вертолетов, отсутствие техники в нужной комплектации, проигрыш в оперативности.

- оптимизация существующего парка техники. Очевидно, что использование двух вертолетов для совершения 1-2 вылетов в месяц явно лишнее. Тем более, исходя из слов представителей администрации, это не самый дешевые вариант техники в эксплуатации.

Оба решения имеют свои плюсы и минусы, но, однозначно, они позволяют организовать максимальное эффективное использование бюджетных средств, которые в конечно итоге могут быть превращены в дополнительные спасенные жизни.

 

Под конец, хотелось бы напомнить сказанные в 2008 году слова бывшего губернатора области Чернышева по поводу  приобретения вертолетов: «Это поддержит коллектив машиностроителей… Мы даем пример всем будущим покупателям Ка-226, которые могут использоваться не только в здравоохранении, но и у нефтяников, газовиков и службе МЧС».

Спустя пять лет в России используется разными ведомствами 27 вертолетов Ка-226, даже Оренбургское правительство, по слухам, готово избавиться от своей обузы. «Стрела» теперь делает лыжи для чешского L 410. Оренбургские трассы по-прежнему опасны, а в поселках закрывают ФАПы. В общем, до светлого будущего ни оренбургская медицина, ни авиационная промышленность еще не добрались.

 

Фото www.airforce.ru и anothersky.ucoz.ru

 

Комментарии

Вы должны быть залогинены для оставления комментариев.

Нет комментариев.


Читайте также:


Фреста советского периода

Оренбургский бюджет кризиса не видит

3 декабря в Заксобе состоится второе чтение бюджета области на 2015-2017 годы. Если законодатели не переработают текущий проект, то нас...

юрий берг против адама смита

Юрий Берг против Адама Смита

18 августа сайт RIA56 опубликовал материал «В Оренбургской области перешли к ручному управлению ценами». В целом такая постановка вопроса соответствует...

запрет европейских продуктов для оренбургских ресторанов

No oysters, no cry

Оренбургские рестораторы о том, как новые санкции против поставщиков скажутся на заведениях города. 7 июля Правительство РФ, исполняя указ Владимира...


Получайте главные новости на почту

или через социальные сети

пропустить